Академия родительства

Эксперты «Академии родительства» Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета подготовили рекомендации по темам, с которыми часто обращаются родители.

Общение с гиперактивными детьми

«Гиперактивные дети часто не могут контролировать свои эмоции, выплескивая их на окружающих, совершают неожиданные импульсивные действия, – поясняет кандидат педагогических наук Елена Капитанец. – Воспитывать такого малыща бывает сложно. Родители не всегда могут выдерживать его поведение. Ошибки, которые они совершают в его воспитании, обычно следующие: взрослые часто срываются и кричат; пытаются привить строгую дисциплину; считают, что «само пройдет» и перестают заниматься его воспитанием».

В общении с гиперактивным ребенком необходимо придерживаться следующих правил:

  • Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты.
  • Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения. Похвала помогает формировать позитивную самооценку. Когда такой ребенок играет, учится, выполняет домашние обязанности, хвалите его
  • Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз.
  • Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати».
  • Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом.
  • Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
  • Не опускайте руки! Любите вашего ребенка. Помогите ему быть успешным.
  • Играйте с ребенком в подвижные игры, заинтересуйте занятием спортом, особенно плаванием. Разумно выбранный спорт дает возможность расходовать избыточную энергию. Полезны будут плавание, коллективные игры, просто физкультура. Занятия спортом лучше проводить в середине дня, потому что они, с одной стороны, требуют энергии, с другой — перевозбуждают ребенка.
  • Используйте эмоциональные воздействия, содержащиеся в голосе, мимике, жестах.
  • Режим способствует созданию условий, которые нивелируют биологические факторы гиперактивности. Когда режим постоянный, то организм к нему привыкает и не тратит ресурсы на адаптацию к изменяемой среде и образу жизни.
  • Четкое планирование помогает детям учиться и решать любые образовательные задачи. Научите ребенка делить любое сложное дело на маленькие части, каждая из которых будет казаться простой задачей. Если ребенок умеет вычленять простые задачи в составе сложной, это облегчает ему жизнь.

 

Симптомы буллинга в поведении ребенка

 

«Травля (буллинг) – агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива (или его части). Основные признаки буллинга: намеренность, повторяемость, неравенство сил, вовлеченность всех участников коллектива (агрессор, жертва, наблюдатели, защитники)», – поясняет кандидат психологических наук, доцент ЮУрГГПУ Юлия Рокицкая.

Признаки того, что ваш ребенок является жертвой травли:

  • Теряет интерес к школе, ищет причины не ходить туда.
  • Изменилось настроение и поведение (кажется замкнутым, одиноким, тревожным, мнительным), отказывается объяснять причины этих изменений.
  • Соматические проявления (жалуется на боли в животе, в груди, головную боль при отсутствии соответствующих симптоматике заболеваний, теряет аппетит, нарушен сон – бессонница, ночные кошмары).
  • Следы насилия (синяки, порезы, царапины, рваная одежда).
  • Запросы на дополнительные деньги.
  • Имеет мало друзей или не имеет их совсем.

Что следует делать?

  • Сохраняйте спокойствие, не поддавайтесь паническим и агрессивным настроениям. Важно успокоить ребенка, обеспечив ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта.
  • Внимательно выслушайте ребенка. Разберитесь в причине и последовательности событий. Задавайте вопросы, не критикуйте и не обвиняйте ребенка в сложившейся ситуации, не обесценивайте значимость событий и не иронизируйте.
  • Важно дать понять ребенку, что вы на его стороне и приложите максимум усилий, чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию с травлей.
  • Объясните ребенку, что агрессор тем сильнее, чем сильнее расстраивается или злится жертва, а юмор или уверенный ответ, неагрессивная защита себя, могут предотвратить дальнейшую атаку. Совместно придумайте остроумный ответ агрессору, проиграйте ситуацию. То, над чем мы смеемся, перестает вызывать страх.
  • Обсудите с ребенком ваши следующие шаги, которые необходимо предпринять, чтобы остановить травлю. Он должен быть уверен, что вы не предпримете никаких шагов за его спиной.

 

Личные границы в материнстве

 

Что такое границы в материнстве? Это мамины «со мной так ребенку можно» и «со мной так ребенку нельзя». Границы поддерживают ведущую роль мамы, она их формирует, экологично закрепляя тем самым свою ведущую роль и родительский авторитет. Разобраться в вопросе помогает педагог-психолог ЮУрГГПУ Мария Комиссарова.

Психологические правила:

  • Соблюдать рекомендации по сну ребенка и организовать максимально возможное высыпание для мамы.
  • Ясно обозначать свои правила ребенку; когда его действия нужно ограничить, результативным является спокойным голосом сказать «стоп» или «нет», если нужно — мягко отвести руку ребенка в сторону.
  • Маме пользоваться своими границами-правилами: беречь тело, помня про телесный отдых, иметь свое место силы в доме, эмоционально не перегружать себя и пользоваться словами, обозначающими ограничения.
  • Экология взаимоотношений — это отсутствие манипуляций и насилия в любой форме, это когда мама понимает, что рост малыша будет сопровождаться самыми разными его эмоциями и не пытается их форсировать.

Как справляться маме в ситуации, если границ и ведущей роли не сформировано?

  • Признать, что так случилось. Увидеть ситуацию без прикрас, как есть.
  • Вспомнить, что, хоть и власть была передана ребенку, на самом деле Вы были и остаетесь взрослым, значит, сможете вернуть ее в свои руки.
  • Начиная с наименее острой точки и учитывая возраст ребенка, выстраивать свою ведущую роль и здоровые ограничения «пользования» во взаимодействиях.

Если ребенок требует свое, строит маму? Как правильно ругать, чтобы не навредить? Обозначать именно границы, то есть правила, без обеспечения чувства вины. Сравните, как формулировки меняют посыл. Один вариант: «Ты меня ущипнул, теперь маме плохо и болит». Второй – просто убрать щипающую ручку, сказав спокойно: «Нет. Так – нельзя». Обозначайте правила, спокойно и без особых эмоций, если хотите, чтобы ребенок отнесся к ним нейтрально, как к просто правилам, то есть без особых эмоций. Но, будьте готовы справиться с таковыми, если вы перестраиваете ваши границы.

«Границы нужны не для того, чтобы отделиться от других, а чтобы не забывать о себе», – говорит Мария Комиссарова.