Феномен «Барби» и «Оппенгеймера»

Мемы – часть нашей культуры. Но, кроме шуток, почему они так популярны? Ученые Челябинского государственного университета рассмотрели мемы как актуальный способ визуализации информации, проанализировав явление «Барбигеймера».

Доктор филологических наук, профессор кафедры медиапроизводства факультета журналистики Светлана Симакова и магистрантка Виктория Котова исследовали мем-культуру, взяв за основу нашумевшие фильмы «Барби» и «Оппенгеймер».

Главной задачей мема является реакция, неважно, положительная или отрицательная. Пользователи выделяют в потоке информации яркое изображение, которое бросается в глаза засчет узнаваемости и юмора. Смешные картинки доносят мысль автора в паре слов или ключевых сцен. Героями изображений становятся, как правило, узнаваемые персонажи.

У мемов есть предшественники: многим современные смешные картинки напоминают советские плакаты и карикатуры. Авторы отмечают: на сегодняшний день мемы стали компонентом культурной эволюции.

Ученые отмечают: мы живем в мире поп-культуры – фильмы про «Барби» и сериал про группу »Король и шут» задают тренды и обсуждаются месяцами. Контент можно сделать из любого инфоповода. Например, спросить у эксперта о влиянии розового цвета на настроение человека или сделать опрос «Какая Барби ты сегодня?» Над этим образом трудятся маркетологи, а мы, пользователи социальных сетей, неустанно поглощаем эту информацию и делимся друг с другом.

С научной точки зрения, мем – вербальное или невербальное анонимное сообщение в Сети, чаще всего имеющее юмористический контекст и способность к репликации и самовоспроизводству. У мема нет автора из-за скорости распространения. Невозможно предсказать, какое событие станет основой шутки и чей аккаунт послужит отправной точкой.
Основой исследования мемов стал актуальный тренд «Барбигеймер», породивший сотни юмористических изображений.

В этом году в мировой прокат вышли комедия Греты Гервиг «Барби» и триллер Кристофера Нолана «Оппенгеймер». «Розовая» история оказалась противопоставлена сюжету о создателе атомной бомбы. Контрастна и рекламная кампания. Создатели кукольной утопии потратили 150 миллионов долларов на пиар, второй фильм не рекламировался совсем. В итоге «Барби» разрекламировала фильм Нолана, о чем свидетельствуют оценки и первые кассовые сборы.

Анализируя явление «Барбигеймера», исследователи приходят к одному из самых частых сценариев построения мема – сравнению. Антонимичные пары (добрый/злой, веселый/грустный) стали классическими в любом юмористическом жанре.

«Пользователи сравнивают и цветовую гамму фильмов, и смысловое разнообразие, а по итогу создают метавселенную «Барбигеймер», к которой даже выпускают свой трейлер».

Главную мужскую роль Кена играет один из самых «мемных» актеров – Райан Гослинг. В глазах мальчиков-подростков он выступает в роли гиперболизированного маскулинного мужчины, который редко говорит, ездит на красивом автомобиле и обращает внимание только на идеальных женщин. Такой образ родился благодаря фильму «Драйв», где актер сыграл главную роль.

На фоне выхода «Барби» Гослинга стали сравнивать с его прошлыми амплуа в кино. Мемы о нем основываются на контрасте розового и черного цветов.

«Рекламная кампания «Барби» удалась настолько, что даже в России, где оба фильма не дошли до официального проката, мемы снискали большую популярность. Стиль «барбикор» не обошел мировую повестку стороной – розовый цвет стал крайне популярным за последний год».

Мемом может стать любая нелепая ситуация, остросоциальный вопрос или обычный каламбур. Иногда мему даже не нужны пояснения в виде текста, картинки достаточно.

Мем как новая форма коммуникации обладает большим функционалом. Благодаря смешным картинкам, мы выбираем собеседника по общим интересам. И пока будет потребность в общении, будет потребность и в мемах.

Материал к публикации подготовлен Алисой Плаксиной