Родительская поддержка подростков в период экзаменов

«У меня родительская поддержка в период экзаменов ассоциируется с большим надежным зонтом в период дождя», – комментирует кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики, руководитель Центра психолого-педагогического сопровождения семьи ЧелГУ Елена Батина.

Основная задача родителей в сложный период сдачи экзаменов – создавать и поддерживать атмосферу принятия и поддержки с определенной долей ответственности и важности происходящего. Стараться избегать конфликтов в семье, сохраняя положительный эмоциональный фон.

Родителям желательно перенести командировки, переезды, ремонты и другие значимые дела на более поздний период времени.

Казалось бы, такие простые вещи как проследить и помочь погладить белую рубашку или блузку, напомнить про паспорт, воду и заранее купить шоколадку, пожелать удачи утром перед экзаменом, являются значимыми проявлениями родительской заботы и внимания, помогают правильно настроиться на экзамен.

Родители могут прямо спросить подростка: «Чем я могу тебе помочь?» Для кого-то важно, чтобы его выслушали, кто-то попросит порепетировать заполнять экзаменационные бланки, а кто-то – не забыть разбудить утром пораньше.

Для снижения уровня тревоги и повышения сплоченности в период испытаний можно рассказывать и обсуждать родительские истории сдачи выпускных и вступительных экзаменов, делая акцент на положительных моментах и значении разного опыта. Как родителям удалось справляться с тревогой, чем отличались экзамены той поры от современных, какие курьезные случаи происходили, чем запомнился этот период… Ответы на эти и другие вопросы дают возможность посмотреть на ситуацию разными глазами со стороны и даже посмеяться над происходящим.

Родители на последних этапах подготовки и в канун экзаменов должны следить за нагрузкой и распределением времени, сводя ее к минимуму и оставляя время на полноценный отдых и сон.

«Мы в тебя верим!», «Тебе это по силам!», «Ты справишься, у тебя хороший уровень подготовки!», «Ты умеешь сосредотачиваться на задаче, у тебя хорошая память!» – обязательно нужно говорить слова поддержки, обращая внимания на сильные стороны подростка и его способности.

Если подросток высказывает опасения, проговаривает возможные отрицательные сценарии, родители должны выслушать и дать понять, что в некоторых случаях ошибки и промахи бывают у всех ребят, но они поправимы – экзамен можно пересдать и выбрать разные траектории дальнейшего образовательного пути. Для выпускников ситуация ошибок и провалов воспринимается более остро и грозит непоступлением в профессиональное учебное заведение. Но даже в этом варианте есть плюсы – год на подготовку и осмысление выбора будущей профессии.

Не стоит на период сдачи экзаменов стараться освободить подростка от привычных обязанностей, но и не нужно акцентировать внимание на их возможном невыполнении. Поход в магазин, вынос мусора, уборка дома позволяют переключить внимание и сменить деятельность.

Собственные страхи и опасения родители могут обсудить с друзьями, родственниками, психологом, но не с ребенком. Подросток в этот период нуждается в эмоционально-стабильном значимом взрослом. При этом родители должны уметь разделить радость и горе пополам! Вкусный ужин в день сдачи экзамена с приготовленным любимым блюдом героя дня или вечерняя прогулка и поход в кино могут стать маленькой наградой за труд и семейным ритуалом. Разделять неудачи и переживаемые эмоции можно на уровне слов, эмоций или дела. На уровне слов можно использовать такие поддерживающие фразы, как: я тебя понимаю, это очень обидно, я вижу, что ты очень расстроился, ситуация действительно непростая, будем искать выход. На уровне эмоций – искренне радоваться и сопереживать в случае неудачи, а на уровне дела – в зависимости от ситуации – поговорить с классным руководителем, договориться о встрече с педагогом-психологом или в случае необходимости – помочь подать апелляцию.

Специалисты Центра психолого-педагогического сопровождения семьи проводят бесплатные консультации для родителей в том числе по вопросам психологической подготовки в период экзаменов. Для записи необходимо связаться по телефону горячей линии +7 932 307-71-10​ или заполнить форму на сайте, а также в группе Центра ВКонтакте https://vk.com/familycenter_csu.

В конце экзаменационного периода стоит подвести итог, обращая внимание на положительные стороны и разнообразный опыт, который удалось приобрести. Можно сделать вывод о том, что для потомков появились новые экзаменационные истории, которые будут передаваться внукам и правнукам. В любом случае стоит наградить подростка и всю семью за проявленные мужество, усердие, выносливость в сложный период долгожданной поездкой, нужной покупкой или другим значимым событием.

 

Материал к публикации подготовлен Алисой Плаксиной

Фото взято из открытых источников,  с консультаций для подростков и родителей ЧелГУ