Российская диссертационная культура в ситуации реформирования: научный опыт и современные инновации

В своей авторской колонке доктор исторических наук, профессор кафедры истории России и зарубежных стран ЧелГУ Наталия Алеврас рассуждает о негативных последствиях замены защиты кандидатской диссертации на совокупность статей в научных журналах.

Вышедшее правительственное постановление от 26 октября 2023 г. о внесении некоторых изменений в организацию защит диссертаций содержит немало рациональных моментов и коррекций предыдущих текстов нормативных документов в сфере научных испытаний претендентов на ученые степени. Вместе с тем, нельзя не заметить явной тенденции на упрощение форм организации их защит и, что особенно настораживает, курс на отказ создавать целостный научный труд, через предложение защищать диссертации по совокупности опубликованных статей. Если ранее такой опыт был применим только к докторским защитам, то теперь предлагается перенести его на соискателей ученой степени кандидата наук. Возникает вопрос, во имя чего соискателю предлагается представить 10 статей по выдвинутой проблеме и отказаться от традиции создания диссертации, целостно раскрывающей изучаемый феномен? Не приведет ли такой подход к эффекту некоего «осколочного» знания, разбросанного в серии статей, к определенному механицизму мышления и упрощенному восприятию методологии научного знания?

Российский опыт подготовки людей науки и организации защит диссертаций, выступающих инструментом определения легитимности новоявленных ученых, уходит своими корнями в начало XIX в., когда в России начинает формироваться университетская система. К рубежу XIX-XX столетий сложилась стройная система выдвижения из студенческой среды университетов претендентов на «профессорское звание», что предполагало публичную защиту диссертации. Процессы подготовки научных кадров в университетской среде повлекли формирование научных школ ученых разных дисциплин и специальностей, что умножало количество защищенных диссертаций.

Творческим коллективом историко-филологического факультета ЧелГУ эти явления научной жизни российских университетов изучены на основе научных практик и опыта сообщества ученых-историков в сфере подготовки и защит диссертаций всех российских университетов XIX-начала XX века. В ходе исследования стало ясно, в какой неразрывной связке диссертационная система оказывалась с другими феноменами университетского пространства: научными школами и формирующейся профессорской культурой. Разрабатывая проект, авторы вышли на проблему социальных и организационных механизмов формирования научного сообщества ученых. В частности, пришло ясное понимание того, что изучение научного сообщества, во-первых, невозможно без постановки вопросов о специфике его структурирования и эволюции в пространстве и во времени. Во-вторых, исследование историй научных сообществ перспективно в ракурсе их дисциплинарной специфики. Сложившаяся в России градуированная система ученых степеней в ситуации культуры Нового времени стала методом профессиональной научной идентификации. Мы приходим к выводу, что основным, хотя и не единственным, научно-организационным инструментом формирования научных сообществ является представленное нами комплексное по своей функциональной природе явление, обозначенное как диссертационная культура. На данном этапе мы, в рамках нового грантового проекта изучаем особенности советской диссертационной культуры 30-50-х гг. XX в.

Процессы подготовки научных кадров в университетской среде повлекли формирование научных школ ученых разных дисциплин и специальностей, что умножало количество защищенных диссертаций 

Диссертация, как научный продукт творческой деятельности (в данном случае – ученого-историка), в практиках экспертизы оценивался уже в те времена с учетом способности претендента на ученую степень создать целостный исторический нарратив, включающий концептуальную версию изучаемого феномена, обоснованную методологическую систему и доказательный информационный ресурс различных видовых комплексов источников. Неужели в 10 статьях соискателя кандидатской степени эксперты должны выискивать необходимые составные части его научной идеи, чтобы представить логику и образ изучаемого им явления? Не лучше ли сохранить традицию: посредством работы над текстом диссертации учить молодых ученых создавать научные монографии, как результат понимания смысла взаимосвязанной цепочки теоретико-методологических обоснований своих задач и принципов исследования в целях создания нового целостного знания относительно избранной научной темы.

 

Проект “Диссертационная культура научного сообщества советских историков 1920–1950-х гг.: адаптация дореволюционного опыта и поиски новой модели подготовки ученых”, реализуемый при поддержке Российского научного фонда в 2022-2023 гг.

Наталия Алеврас, текст для сайта polit74.ru

Материал к публикации подготовлен Алисой Плаксиной