Слагаемые психологического благополучия детей и подростков

Батина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики ИОиПП ЧелГУ, руководитель Центра психолого-педагогического сопровождения семьи ЧелГУ

Все мы знакомы и привыкли к словосочетанию благополучная – неблагополучная семья. Нам хорошо известны в первую очередь критерии неблагополучия семьи – злоупотребление алкоголем, насилие в семье, отсутствие стабильной работы у родителей, низкий уровень образования и культуры и др. И это верные значимые показатели. А каковы же показатели психологического благополучия ребенка в семье? И первые ассоциации – это сытый, здоровый ребенок, одетый и обутый по сезону, активный и жизнерадостный, хорошо учится в школе, занимается в кружках и секциях, а его семья – это полная, ведущая здоровый образ жизни, любящая, имеющая материальный достаток для обеспечения потребностей ребенка и семьи в целом. И это тоже значимые и верные критерии благополучия в соответствии с разными подходами: медико-биологическим, социальным, психологическим, экологическим и другими.

Однако хотелось бы обратить внимание читателя на более тонкие показатели широкого и многоаспектного явления психологического благополучия ребенка в разные возрастные периоды с позиции отечественной психологии и педагогики.

Благополучие ребенка принято рассматривать в контексте его социальной ситуации развития, т.е. тех условий окружающей среды (семьи, школы, кружковой деятельности, общения со сверстниками), которые обеспечивают его позитивное развитие.

Главным обобщенным показателем психологического благополучия является переживание ребенком окружающей его среды (семьи, школы, круга общения) и себя в этой среде как удовлетворительное, приносящее в жизнь радость, гордость, ощущение комфорта, успеха, поддержки, принятия и доверия.

Особая роль в обеспечении такого положительного переживания себя в своем ближайшем окружении, а по мере взросления и в мире в целом, принадлежит значимым взрослым – родителям, лицам их заменяющим, педагогам и сложившимся системам детско-родительских отношений в семье, классном коллективе и других социальных группах.

Качество общения и детско-родительского взаимодействия в свою очередь будет определяться уровнем общекультурного и личностного развития самих взрослых. Ответственность родителей за психологическое благополучие ребенка заключается в создании благоприятных условий для удовлетворения потребностей ребенка в родительской любви, уважении, доверии, безопасности, познании окружающего мира и себя в нем.

Для детей дошкольного возраста важно ощущать себя нужным и любимым, чувствовать внимание, заботу, нежность родителей и близких родственников. Благодаря удовлетворению родителями потребностей в любви и теплоте чувств у ребенка зарождается базовое доверие к миру. Сформированное в раннем детстве чувство доверия позволяет ребенку принимать мир как безопасное пространство, в котором он может свободно и уверенно проявлять себя в различных жизненных ситуациях, легко адаптироваться к изменяющимся условиям.

Ребенок дошкольник тонко ощущает не только отношение родителей к себе, но и отношения взрослых друг к другу, другим людям, вещам и миру в целом. Бережное, уважительное отношение – это основа для дальнейших гуманных отношений ребенка с другими людьми.

В младшем школьном возрасте психологическое благополучие ребенка будет зависеть как от семьи, так и от школы, и особенно – от переживания успеха или неуспеха в новой учебной деятельности и складывающихся отношениях со сверстниками и педагогами. Влияние на благополучие ребенка будет оказывать система взаимоотношений школа-семья в целом, и отношения в подсистемах учитель-родитель, родитель-ученик, учитель-ученик.

Семья может быть поддержкой в случае возникновения трудностей, а может усугубить школьную ситуацию. Задача родителей развивать любознательность ребенка, уважение и стремление к познанию, проявлять искреннюю заинтересованность школьными делами и заботами. Родители передают первый опыт того, как справляться с трудностями, переживать удачи и неудачи в учебной деятельности и на своем примере учат оказывать поддержку словом и делом.

Критериями благополучия ребенка младшего школьного возраста в школьной среде являются его интерес к школе, вера в свои силы, желание учиться и чувство комфорта и безопасности в образовательном пространстве.

Психологическое благополучие подростков определяется в первую очередь качеством общения с друзьями и сверстниками. При этом, не смотря на сепарацию от родителей, для подростка остается значимым общение со взрослыми. Именно в общении со взрослыми подросток проверяет те ценности и идеалы, которые формируются в среде сверстников. Сохраняя доверительные отношения с детьми, родители имеют возможность помочь ребенку взрослеть, быть с ним рядом, ориентироваться в жизненных ситуациях.

Негативно на психологическое благополучие влияет недооценка родителями и педагогами сферы межличностных отношений и ограничение контактов, недооценка роли складывающегося общения в классном коллективе и системе учитель-ученик, неконтролируемые взрослыми негативные отношения со сверстниками, в том числе и в виртуальном пространстве.

Родители подростков должны быть внимательны к удовлетворению потребности подростка в социальной активности в школе и разных социальных группах, возможности проявлять самостоятельность и ответственность в выборе в соответствии с возрастом, занимать ответственную роль в различных делах.

О психологическом благополучии подростка можно судить по таким показателям, как: подростку хорошо в кругу сверстников, при этом сохраняется доверительное отношение со взрослыми, ему интересны люди и мир отношений, он умеет общаться и находить общий язык с людьми. Подросток верит, что интересен другим людям, им приятно его общение.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что обеспечение психологического благополучия растущего человека с момента рождения требует от взрослых постоянного анализа и работы над собой и в случае необходимости корректировки отношений и общения с детьми и между собой.

И здесь будут уместны слова выдающихся психологов о воспитании молодого поколения:

 «… воспитывать значит организовывать жизнь, в правильной жизни правильно растут дети», Л.С. Выготский.

 «Как воспитывать – это, значит, прежде всего, самому жить настоящей жизнью и включать в нее тех, кого воспитывают, приобщая их к самой этой жизни. Это значит совершать поступки, которые сами были бы этическими условиями жизни другого человека, а не только создавать вещные, материальные условия жизни для него», С.Л. Рубинштейн.

 

Фото Дмитрия Куткина

Материал к публикации подготовлен Алисой Плаксиной