В ЮУрГИИ проанализировали творчество челябинского ансамбля

Преподаватель отделения инструментов эстрадного оркестра и отделения эстрадного пения Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского Наталья Риккер исследовала историю и особенности творчества Нового художественного ансамбля.

Новый художественный ансамбль (НХА) – музыкальный коллектив из Челябинска, который не играет в каком-либо одном музыкальном жанре, а создает уникальные произведения. Некоторые методы он использует впервые в нашем регионе.

В исследовании Натальи Риккер структурируется история НХА, начиная с момента его основания в 1987 году.

В творчестве НХА сочетаются живые инструменты и голос со звучанием компьютерных сэмплов, музыкальных «цитат». Суть сэмплов состоит в том, что авторы используют в своих произведениях уже существующие мелодии, звуковые эффекты, речь из фильма или даже звуки природы.

Ключевым методом создания композиции стала многоуровневая цитатная комбинаторика. Лев Гутовский, руководитель НХА, создает музыкальные произведения из микрофрагментов тысяч треков, записанных другими исполнителями. К подобной методологии обращался канадский композитор Джон Освальд. Он тоже использует цитаты, называя свои произведения пландерфониками (от английского plunderphonics: plunder – «грабеж» и phonic – «звук»). По аналогичному принципу свои сеты строят ди-джеи, сводящие воедино звуки с разных пластинок и компьютеров.

Однако есть существенное различие: если Джон Освальд и другие последователи этой техники опираются на поп-культуру, то музыка НХА ею не ограничена. В его сэмплах встречаются голоса джазменов Брайана Бромберга, Малачи Фейворса, Кита Джарретта, авангардистов Альфреда Шнитке, Джона Зорна, рок-музыкантов Пола Маккартни, Ринго Старра и многих других.

Другая особенность построения композиции музыкальных произведений Гутовского – принцип компьютерной алеаторики. В такой музыке некоторые элементы оставлены на волю случая при сочинении или исполнении. Алеаторика напоминает хеппенинг – форму современного искусства, которая представляет собой действия, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. В отличие от перформансов, хеппенинги не имеют четкого сценария и предполагают импровизацию.

Исследование Натальи Риккер основано на газетных и журнальных публикациях в СМИ о НХА, а также собственных статьях, телевизионных репортажах и обобщающем исследовании в книге «Джаз в Челябинске: история с продолжением».

Материал к публикации подготовлен Елизаветой Ухарских