Почему молодые ученые идут в популяризаторы науки

Что такое Российское общество «Знание»? Куда идти, если хочется рассказать о своей сфере деятельности? Как монетизировать эти лекции? Обсудили с ассистентом кафедры травматологии и ортопедии Южно-Уральского государственного университета Артуром Шамселовым, победителем состязания молодых ученых Российского общества «Знание».

Состязание «Знание. Наука» проходило на территории загородного оздоровительного лагеря «Голубая волна», где молодые ученые попробовали себя в роли ораторов. Среди них – Артур Шамселов.

– Артур Ирекович, расскажите, как вы включились в мероприятие?

– Есть такое Российское общество «Знание». Оно привлекает лекторов к различным образовательным и научно-популярным мероприятиям. Форматы разные: можно прийти в школу и рассказать о чем-то, можно провести мастер-класс. Участвуют лекторы разных направлений: врачи, инженеры, историки. У слушателей может быть любой возраст.

У этого общества есть формат «Битвы лекторов». Концепция такая: участники читают материал, а после аудитория путем «объективного» голосования звуком (хлопками, криками) выбирается победитель. Кто меньше набирает – вылетает.

Я понял, что школьникам 12-13 лет не очень интересны глубокие медицинские темы и кликбейтные заявления типа: «У вас спина в 30 лет будет болеть». Поэтому пытался осветить свой спектр деятельности: что делаю в качестве врача. Я ассистент кафедры травматологии и ортопедии, поэтому рассказываю про то, что знаю.

Много говорю про совершенство и безобразие человеческого тела: как оно прекрасно и неэргономично одновременно, про борьбу с гравитацией, про то, как можно исправить осанку, выровнять плоскостопие, о беге. Скоро проведу мастер-класс, где дети будут «сращивать кости».

– Что мотивирует вас участвовать подобных встречах?

– Во-первых, лекторам достается денежное вознаграждение. Новое впечатление, горящие глаза – это прекрасно. Но ехать за сотни километров куда-то бесплатно – не очень. Политика проекта простая и понятная, организаторы предлагают хорошую – не большую, но хорошую – оплату.

Изначально я зашел в проект из-за денег, а потом понял, что, если мне предложат в это время провести операцию за чуть большую сумму, все равно выберу выступления. Это отличный шанс вырваться из рутины, съездить на необычную локацию – детский лагерь! – получить реакцию детей. Они даже бегают фоткаться с лектором! Я сначала не понимал, зачем. Да и сейчас не понимаю. Родителям показывают, может, не знаю.

В рамках проектов «Знания» провожу лекции не только школьникам, но и студентам непрофильных направлений. Им это тоже может быть интересно как профориентация. Сейчас говорят о том, что все меняется и перестраивается, и нужно быть к этому готовым. Мы не стараемся внедрять новые компетенции. Я не сделаю медика из студента ЧелГУ, но могу рассказать ему больше, например, про его тело. И это интересно.

Специфические вещи нет смысла освещать, это не будет интересно. А вот, например, потестировать гипермобильность – покрутить суставами, узнать, что рука от мизинца до большого пальца помещается ровно в предплечье – такое детям нравится.

– Как давно вы занимаетесь лекциями в «Знании»?

– Год. Я начал в мае или апреле. Вообще, я хотел подать заявку на грант… У нас в ЮУГМУ есть отдел инноваций. Периодически туда скидывают грантовые ссылки. Смотрел несколько, подавал подряд. Решил посмотреть, какие у молодых ученых еще есть возможности. Подписался на проект «Ученый в школе», тогда за это даже не платили деньги. Потом мне написал организатор и предложил выступить.

А вообще, преподаю давно. На кафедре работаю уже семь лет: начал, когда учился в ординатуре, с лаборантства, потом стал ассистентом. И уже пять лет занимаюсь наукой.

– Как поддерживают молодых ученых?

– Нахождение на кафедре дает хороший доступ к научной библиотеке. Что мне больше интересно, есть доступ к лаборатории. Нам нужно исследовать показатели тела человека, для заинтересованных сотрудников на это выделяются деньги. Не ты миллион тратишь на реактивы, а государство вкладывается.

Изначально я хотел получить грант на исследование, но это завело меня не туда… Однако думаю, что случайности не случайны.

– С чего вы бы посоветовали «зайти» в науку?

– Исследовать то, что нравится, listen to your heart. Лучше исследовать то, чем занимаешься. Такая работа расширяет кругозор, в начале научного пути здорово попробовать и что-то новое. А можно сделать междисциплинарное исследование: например, совместить психологию и гинекологию, если говорить про медицину. Главное – что-то действительно делать. Вот что важно.

Материал подготовлен Алисой Плаксиной