Как написать грант

1. Зайти на сайт грантового конкурса и познакомиться с проектами-победителями прошлых лет. Зачем? Чтобы понимать, какие в принципе проекты получают поддержку (уровень, направленность). Опасность – можно потерять собственные идеи и пойти по проторенным дорогам… Как бороться с этой опасностью – читать заявки-победители без фанатизма, в ознакомительных целях.

2. Терпеливо прочитать конкурсную документацию. Лучше сразу делать пометки и строить заявку как полный проект в соответствии с требованиями (например, сказано, что требования к руководителю такие-то – вот и думать, подходите ли вы как руководитель или надо кого-то приглашать, и сразу – кого именно? Дошли до требований к коллективу – и опять задумались, кого звать и т.п.).

3. Креативная часть – здесь нет инструкции. Кому-то достаточно просто включить мозг, а другому – провести мозговой штурм с командой. Кто-то пойдет изучать научные тексты по разным темам, нащупывая свою, а кто-то – перечитывать собственные публикации или даже черновики в поисках «отложенных на потом» идей. Надо придумать «звездную» идею заявки. Степень звездности определяется простой проверкой со стороны – интересно ли читать про такое исследование? Как ни странно, простой критерий «интересно» работает. Задача третьего шага – найти саму идею проекта.

4. Пишем заявку. Все зависит от конкретных условий гранта. Иногда форм такое множество, что надо целым коллективом их заполнять, а иногда – все просто и ясно. Основные части заявки (содержательные) могут набрасывать все члены команды, но сводить воедино их должен один мозг. Иначе будет лоскутное одеяло – да еще и разъезжающееся по швам. Эксперты это все на раз видят.

Совет: если у фонда опубликованы критерии оценивания, то подставляем их к каждому разделу заявки. И проверяем, соответствует ли текст этим критериям.

Интересное: в последнее время, например, у Российского научного фонда стал наблюдаться крен в сторону простоты, ясности и убедительности текстов. Меньше «зауми», больше внятного объяснения: что, зачем, в каком порядке, как будет сделано. И больше конкретной исследовательской работы, а не абстрактного «будет изучено…», «будет рассмотрено…»

Субъективное: как эксперт, я сама очень чувствительна к обзорам научной литературы. Мгновенно ощущается халтура (взяли обзор из какой-то старой работы, слепили его из нескольких разнородных частей, сделали кое-как на коленке в последний момент и т.п.). Обзор литературы – это что-то типа маркера интеллектуальных способностей заявителя и его команды, уровень погруженности в тему виден сразу. И, конечно, литература должна быть не только российская. Академия Гугл – ввод ключевых слов на английском – поиск основных статей, их чтение (хоть бы и с переводчиком) – и внятный, ясный, продуктивный обзор (то и это установлено, а вот это и другое осталось в стороне – вот мы этим и займемся).

5. Все тщательно проверяем. Терпеливо и основательно. Убираем любые ошибки, опечатки. Не косячим в мелочах. А заодно и по-крупному не косячим (иногда на последнем перегоне вываливается какая-то неприятная несостыковка – поэтому «последний перегон» этот должен быть хотя бы за пару дней до дедлайна, а лучше и дней за пять).

6. Все, отправили. И забудьте об этом. Выиграете – услышите, не пропустите. Проиграете – идите читать экспертизы, не спешите прятать уязвленное самолюбие, а лучше попробуйте понять, что же пошло не так. Забросьте на какое-то время даже идеи о заявках, чтобы пережить момент неудачи. Но потом снова вперед – опираясь на опыт, который для умного заявителя все равно будет шагом вперед, а не назад. Неудача – повод для личностного роста, вот и все. Готовьтесь к новому конкурсу, прокачивайте недостающие навыки. Далее см. шаг 1.

Марина Загидуллина, доктор филологических наук, профессор