Как рассказать о своем исследовании обществу?

1.  Определяем цель.
Важно изначально понимать, для чего вы хотите рассказать о своем исследовании. От этого будут зависеть последующие шаги. Рассказывая о своей работе, вы можете найти бизнес-партнеров или новых людей в команду, повысить шансы на получение государственного финансирования, увеличить количество цитирований статьи, улучшить навыки ораторского мастерства и коммуникации в целом. Также коммуникация на широкую аудиторию (научная коммуникация) может помочь в вопросе профориентации школьников и студентов, повышении информированности населения о науке, развенчивании мифов и ненаучных представлений об окружающем мире.

2. Выбираем целевую аудиторию.
В зависимости от нее стоит корректировать форму и стиль изложения информации. Вашими слушателями или читателями могут быть студенты, школьники, коллеги из вашей области науки или ученые, специализирующиеся в других областях, представители органов власти или бизнеса

3. Выбираем информационный повод.
Подумайте, почему вы хотите рассказать о своем исследовании именно сейчас. Одним из самых эффективных информационных поводов может быть публикация вашей научной статьи. Информационным поводом также может послужить открытие лаборатории или появление нового направления исследований в существуюшей. Информационный повод не нужен, например, если вы хотите рассказать о своих исследованиях с целью популяризации науки.

4. Спрашиваем себя, нужно ли заниматься научной коммуникацией?
Я могу дать ценную информацию? Отреагирует ли на эту статью/выступление/пост целевая аудитория? Будет ли тема интересна людям? Если ответ отрицательный, то стоит дождаться следующего информационного повода. Их у вас будет еще много.

5. Выбираем канал коммуникации.
Рассказать о своем исследовании можно в социальных сетях, в вашем личном блоге, собственном проекте или в выступлении на общественных площадках: лекториях, фестивалях. Также вы можете обратиться в пресс-службу организации, в которой вы работаете, или в РНФ, если являетесь грантополучателем фонда. Проект «Расскажите о своем исследовании» позволяет заполнить небольшую форму на сайте и получить помощь от пресс-службы фонда по освещению ваших результатов в СМИ
При выборе СМИ, в которое вы хотите обратиться с пресс-релизом, важно знать, что они делятся на универсальные, нишевые, профессиональные и отраслевые. У всех разная целевая аудитория, поэтому и способы подачи информации, которую вы предоставите, будут различаться.

6. Выбираем формат коммуникации.
Среди форматов наиболее распространены:

  • Пресс-релиз – это сообщение от организации, направленное в СМИ. Для того, чтобы его написать, должна быть новость – что-то новое. В пресс-релизе обычно дается краткий пересказ научной статьи с акцентом на ключевые мысли: что произошло, как, зачем и что будет дальше. Если СМИ, в которое вы обратились, имеет широкую целевую аудиторию, то информацию могут упростить. Пресс-релиз – лучший способ рассказать о своих исследованиях большему количеству людей.
  • Комментарий в СМИ – это мнение эксперта (в нашем случае – ученого) по общественно-политическим и научным вопросам. Основой является новость, основанная на текущих событиях и актуальных проблемах. При необходимости получить комментарий журналист обращается к ученому через пресс-службу организации, в которой он работает.
  • Научно-популярная лекция – выступление ученого, который доступным для той или иной аудитории языком рассказывает о своих исследованиях. Такое мероприятие, как правило, посещают неспециалисты: школьники, студенты, взрослые люди, которые могут не иметь научного образования или быть специалистами в других областях науки. Важно знать, перед какой аудиторией вы будете выступать, поскольку подача информации даже студентам первого и выпускных курсов должна различаться.
  • Экскурсия по научной лаборатории – это интерактивная прогулка по ее помещениям. Может включать устные рассказы, опыты, эксперименты, мастер-классы и другие формы взаимодействия с аудиторией для донесения информации о работе лаборатории. Также есть удобный формат – онлайн-экскурсии.

Юлия Красильникова (Шуляк), заместитель начальника отдела по связям с общественностью Российского научного фонда