Челябинские психологи подтвердили ответственность родителей за гендерную самоидентичность детей

Ученые-психологи Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета нашли связь между тревожностью и полоролевым поведением детей в условиях агрессивной транспропаганды.

Научная работа проводилась доктором психологических наук, профессором, деканом факультета психологии Валентиной Долговой и магистрантом кафедры теоретической и прикладной психологии Вероникой Дмитриевой. В испытании приняли участие школьники 10-12 лет.

«В настоящее время мы наблюдаем агрессивную пропаганду гендерной теории (многовариабельность пола) и трансгендерности, которая привносит искаженные представления культуры семьи в жизнедеятельность человечества, – комментирует Валентина Долгова. – Поэтому сегодня важно научиться противостоять агрессивным транспропагандным тенденциям, чтобы сохранить уникальность и целостность своей личности».

Эмпирические данные показали степень андрогинности (95%), маскулинности (5%) и феминности детей. При этом, по результатам исследования общего уровня тревожности детей у 52,5% испытуемых выявлен повышенный уровень тревожности, а у 22,5% – чрезмерно спокойный уровень. Расчеты психологов ЮУрГГПУ показали, что высоким значениям андрогинности соответствуют низкие значения уровня тревожности школьников.

Проведенное исследование подтвердило, что степень андрогинности, определяемая сочетанием традиционно женских и мужских черт, является значимой психологической половой характеристикой детей. Она определяет способность варьировать свое поведение в зависимости от ситуации и соответствует образу ролевого «Я», имеющего размытый, противоречивый, неустойчивый характер. Андрогинность имеет положительные моменты: способствует достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности, где нужны как женские, так и мужские черты в поведении. Но она содержит и минусы: не дифференцирует традиционные полоролевые функции, которые важны для формирования нравственных ориентиров, мировоззрения. Маскулинность проявляется в поведении у выявленных участников испытания с традиционно мужскими качествами как наиболее желательными для них.

Дети с негативной тревожностью, а именно с повышенной или чрезмерно спокойной оказываются в условиях информационного давления. Тревожность ухудшает возможности адекватного восприятия детьми различных ситуаций, влияя на их поведение и усиливая гендерные особенности агрессивного поведения у современных подростков. А это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональную неустойчивость, обостряя проблемы психолого-социальной реабилитации подростков на основе оптимизации эмоциональных состояний; актуализируя половозрастные особенности акцентуаций характера и агрессивного поведения подростков. У чрезмерно спокойных детей этот показатель выявил нечувствительность к неблагополучию, компенсаторный, защитный характер и препятствия полноценному формированию их эмоциональной устойчивости.

Особенно эти выводы касаются внутрисемейного взаимодействия. Так, на фоне неблагополучных отношений сына с отцом может развиться состояние тревожности с низкой самооценкой и в ожидании недовольства, скептического отношения к любым достижениям. В итоге ребенок будет ожидать наказание в виде родительского отвержения, что неизбежно снижает его эмоциональную устойчивость. При автономности матери в воспитательной практике отмечено игнорирование проблем и интересов дочери-ребенка, а также отсутствие доверительных эмоциональных взаимоотношений. Отцовская автономность проявляется в его лидерстве в семейных взаимоотношениях и полном отсутствии общения отца с дочерью.