Наука и суслики

Мануалы

Археология Математика Агрономия Архитектура История Физика Астрофизика Лингвистика Химия Политология Психология IT Социология Экономика Материаловедение Биология Философия Зоология Механика Медицина Пищевые технологии Искусствоведение Краеведение Культурология Электротехника Педагогика Филология Юриспруденция Журналистика Экология Менеджмент
Археология Математика Агрономия Архитектура История Физика Астрофизика Лингвистика Химия Политология Психология IT Социология Экономика Материаловедение Биология Философия Зоология Механика Медицина Пищевые технологии Искусствоведение Краеведение Культурология Электротехника Педагогика Филология Юриспруденция Журналистика Экология Менеджмент

Мануалы

1. Зачем вам это надо? Идеальный ответ должен быть таким: «Я веду исследование и готов поделиться с другими своими наблюдениями».

2. Определяем тему – пока в виде краткого описания, а не четкого заголовка. Учитываем главное: что нового вы сможете сказать ученым, что я исследовал, чтобы эти результаты были полезны? Вариантов очень много, но в случае, когда вы только делаете первые шаги, скорее всего, вы изучили новейшую научную литературу по своей теме. Следовательно, новым будет знакомство научного сообщества с обзором последних работ по вашей теме. И совершенно ясно, что вы первый это делаете. И кому-то ваш обзор очень поможет быстро вникнуть в тематику. Или вы собрали совершенно новый и уникальный материал и проанализировали его. Так как сам материал новый, то и новизна очевидна. Есть чем поделиться! Или вы поставили эксперимент и готовы рассказать о его результатах. Отлично!

Однако вдруг вы ничего не делали в принципе (а сейчас сидите перед чистой страницей с прозаическим названием “Документ 1” за своим компьютером в полном отчаянии)? Тогда придумывайте тему с учетом того, что вы реально (по времени) сможете сделать – проанализировать новейшие работы? поставить эксперимент? собрать эмпирический материал и проанализировать его? Все это может быть вполне интересным и нужным. В любом случае писать научную статью – это означает излагать результаты исследования (а не сочинять на ходу какое-то свободное эссе).

Совет: подумайте о собственной научной работе – что надо сделать, чтобы сдвинуть ее с мертвой точки? Иногда просто разобраться с каждым термином темы. Вот и посвятите статью доскональному исследованию ключевого термина – соберите все определения, установите их эволюцию, посмотрите, как термин определяется в России и за рубежом, поймите (то есть сами уясните), что стоит за каждым словом определений – и задайтесь вопросом о достаточности (или нет) такого определения. Можете предложить и свое рабочее определение – но по тем же правилам: докажите, что в вашем определении все элементы – необходимые и достаточные.

3. Где публиковать? Внимание! Это, на первый взгляд, нелогичный и неожиданный шаг. Но на самом деле, он должен быть именно здесь. Когда у вас есть тема, вы можете искать подходящий журнал. Как это сделать? Если вам нужен этот мануал, то, скорее всего, вы начинающий. Значит, будем говорить только о российских журналах. Публиковаться в англоязычных высокорейтинговых журналах будете потом – и там другой алгоритм. Как ищем журнал? Для совсем начинающих можно так: идем на сайт elibrary.ru, выбираем Навигатор – Журналы, задаем свою тематику (выбрать из списка), получаем список российских журналов. В условиях выдачи выбирайте «по индексу Science Index», «по убыванию». Вот и будут перед вами все российские журналы, куда вы можете податься. Вверху – самые высокорейтинговые, а далее – попроще. Можете из них выбрать только журналы перечня ВАК (где должны быть опубликованы результаты диссертаций – по правилам российской научной системы). Список заметно уменьшится. А дальше кликайте журналы, переходите в их содержимое и читайте наугад пару-тройку статей похожей темы, чтобы понять, каково содержание журнала, какие исследования там размещают. И на сайт журнала переходите, чтобы посмотреть требования (вдруг там только кандидатов наук публикуют? тогда ищем дальше). Только выбрав журнал и четко уяснив требования, можно приступать к статье. Статья всегда пишется для конкретного издания, а не «просто так». Если что-то неясно из требований – обратитесь в саму редакцию с письмом по указанному электронному адресу и все уточните.

4. Пишем статью. Железная академическая логика построения:

      1. Введение (коротко и без ваты типа «Сегодня социальными сетями пользуются практически все…» Написал банальную фразу – уничтожь ее. Бережем научную экосистему, она хрупкая!). Во введении четко формулируем научную проблему, объясняем, что наше исследование вносит в научное поле, какую цель мы хотели бы достичь своей статьей.
      2. Теоретические основания и обзор литературы: у вас должна быть общая теоретическая «рама» – подход к материалу. Его еще раньше в советской науке «методологией» называли. Ищите тот, что вам ближе и понятнее. Социальный интеракционизм? Акторно-сетевая теория? А может, «теория волшебной пули»? В любом случае, если вы вообще не понимаете, куда кинуться, поговорите с научным руководителем. Или займитесь самообразованием. В помощь вам и Википедия – обычно там теоретические подходы расписаны добротно (но не все, конечно).
      3. Методы (понимаемые как подробное описание и эмпирической базы, и способов ее анализа). У методов (методик анализа) тоже есть «нормальные» названия – контент-анализ, фрейм-анализ и т. п. Но суть будет такой: надо будет четко объяснить, почему взят такой-то эмпирический материал и почему анализ велся именно по таким критериям. Даже если в вашей статье просто идет обзор определений термина. Вы не можете сказать – ну, вбил в поиск нужное слово, проанализировал первые десять записей в выдаче, еще пару из них пропустил, потому что ссылки не работали… Это несерьезно.
      4. Результаты: что вы получили в ходе анализа? Не сбивайтесь в этом отделе на интерпретацию! То есть вы бесстрастно регистрируете результаты («В ходе опроса выяснилось, что 34% респондентов в возрасте 18–24 лет предпочли бы получать зарплату без выполнения работы…»). Просто излагаем, что принес анализ. Внимание! Иногда невозможно отделить результаты от их обсуждения (как в случае с обзором определений). Что ж, соедините этот раздел со следующим.
      5. Дискуссия (или обсуждение, или интерпретация). Вот тут пожалуйста – даете развернутую характеристику интерпретации. Естественно, по правилам академического дискурса! Например, нельзя написать: «Как показали результаты, к сожалению, больше трети молодых людей хотели бы быть тунеядцами…» Интерпретация выполняется в русле той теоретической «рамы», что вами уже обозначена!
      6. Заключение. Приводим выводы – кратко и по делу.

Далее в статье всегда идет список литературы – именно научной, сюда не вносятся ссылки на ненаучные интернет-источники, газетные статьи и пр. Как цитировать источники в статье, сколько их должно быть, как их оформлять – смотрим в требованиях к журналу. И вот в этой части, как ни странно, ошибки и небрежности недопустимы. Умение оформить список по требованиям – что-то вроде пропуска в научное сообщество. Если вы косячите в этой части оформления – вас сразу, с первого взгляда на статью, в журнале возненавидят.

5. И вот теперь (и только теперь – когда все написано, проверено и выверено – пишем аннотацию к статье и выбираем из нее ключевые слова. Аннотация – четкий пересказ содержания, без всяких общих слов и кокетничанья типа «Об этом и пойдет речь в статье». Цель, теория-методы, описание материала исследования, ключевые результаты и выводы – все надо впихнуть в предлагаемый объем. Это полный, стопроцентный дайджест и спойлер вашей статьи – без утаек. Перечитав аннотацию, создаем заглавие нашей статьи.

6. Оформляем весь текст по требованиям. Строгая рекомендация: никакого копипаста! Ниоткуда. Кроме прямых цитирований научных статей – но таких цитат не больше парочки, и их длина не больше 3-4 строчек. Остальное – лучше перескажите сами. Исключение – статьи по обзору определений, например. Но тогда своего текста должно быть тоже больше!

7. Отправляем в журнал: как это сделать, сказано на сайте журнала. Иногда через специальную форму. Иногда просто по электронному адресу. Нередко требуются и другие файлы, например, «сведения об авторе». Но это у каждого журнала свое! Убедитесь, что у вас есть в почтовом ящике подтверждение о том, что статья поступила на рассмотрение.

8. Рецензии на статью. Скорее всего, вы получите пару анонимных рецензий (когда они вам рецензии писали, тоже не знали, кто автор статьи, – это так называемое «двойное слепое рецензирование»). Следуйте каждому замечанию и ведите дневник исправлений: по первому замечанию сделано то-то и то-то, второе замечание принять не можем, потому что… – и обосновывайте, по третьему замечанию текст дополнен так-то и так-то и т. п. Исправленный текст отправляете в редакцию с письмом для каждого рецензента, где подробно объясняете, что и как поправили в статье (или почему не стали исправлять). Чаще всего этот шаг заключительный – вы хорошо потрудились над статьей, и ее приняли в печать.
Совет: все, кто пытался найти что-то для себя полезное в научных статьях, сталкивались с пустыми, малосодержательными, нелогичными статьями. Не умножайте количество этого мусора! Пишите хорошую, полезную статью. Думайте о своей статье со стороны – будет ли ее интересно читать другим? Найдут ли они там что-то полезное?

Марина Загидуллина, доктор филологических наук, профессор

1. Саморефлексия: ответить себе четко на простой вопрос – зачем. Если ответы «престижно!», «Лена защитилась и хвастается теперь – я тоже так хочу!», «мама говорит, что это важно», «на визитке будет стоять «кандидат каких-нибудь наук» – это солидно» и т.п. – то поступать в аспирантуру точно не надо. Приятный бонус: дальнейшие шаги читать не надо тоже. Если это необходимость (например, вы работаете уже преподавателем в вузе) – читайте дальше. Если вы прирожденный исследователь и идете в науку совершенно убежденно – вам мануал и не нужен, вы сами с усами.

2. Решить, какая область наук вам ближе всего. Их всего 5: естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные и социальные/гуманитарные науки. Для лучшего понимания вопроса скачиваем действующую номенклатуру и ищем там то, что прямо по душе (по силам). Номенклатура находится на сайте ВАК РФ. Правда, чтобы там что-то найти, надо быть академиком. А вы еще даже не аспирант.

Упрощение шага: если вы точно знаете, что пойдете на свой факультет (хотя бы там вас все знают, не страшно), то лучше там и узнайте, по каким наукам они готовят аспирантов. Нет выбора – нет проблем! Но по идее можно поступать в любой вуз страны, где нужная вам специальность включена в лицензию. Причем поступать на бюджет. Однако, как вы сами понимаете, конкурс будет немаленький. И, конечно, если вы учились на биологическом факультете, а поступать надумали в аспирантуру по социологии, то шансов мало.

3. Свяжитесь с отделом аспирантуры выбранного вами вуза. И даже своего. Потому что вы должны понимать, есть ли набор, бюджетные места, кто может стать вашим научным руководителем, какие вступительные экзамены предусмотрены. Помните, что в каждом вузе свои правила. Так что сначала определитесь, куда поступать.

4. Изучите портфолио научных руководителей (они точно есть в разделе аспирантуры на сайте вуза), почитайте отзывы в каких-нибудь локальных чатах, поройтесь в открытых источниках и узнайте о них побольше. Совет: спросите мнение аспирантов, которые уже учатся у этих руководителей. Цель – найти своего наставника.

Упрощение шага: идите к своему профессору, с кем уже работали в магистратуре или на бакалавриате (если, конечно, понравилось работать). Но если захотелось кинуться в авантюру новых историй – то напишите тому, на кого нацелились, обстоятельное и вежливое письмо, испрашивая соизволения поступать к нему в аспирантуру. Расскажите о себе, прикрепите к письму какие-то свои достижения (например, опубликованную научную статью или хотя бы текст магистерской диссертации, если считаете его достойным). Пишите как на конкурс, стремясь убедить адресата, что вы будете замечательным и ответственным аспирантом, и уж точно защититесь в срок (это на всякого руководителя хорошо подействует, однако и врать нельзя, уж решились поступать в аспирантуру – значит, решились защищать диссертацию). Если от вашего потенциального руководителя придет благосклонный ответ – ура, переходите к следующему шагу. Если нет – пишем другому руководителю…Вариант: просто подаем документы в выбранную аспирантуру. А что, так можно? Само собой. Но в таком жесте много случайного, вы выглядите как ненадежная персона, как кот в мешке. Все же пообщайтесь с факультетским руководством до того, как подать документы

5. Продумайте тему диссертации (хотя бы в первом приближении и в общих словах). Потому что вас все равно на всех экзаменах про это будут спрашивать. Так что должна быть домашняя заготовка! Пока вы думаете над темой, неустанно спрашивайте себя, будет ли вам интересно этим заниматься. Это всегда полезно – приучать свой мозг (да и вообще организм) к будущим испытаниям. Впрочем, вы же сами захотели! См. шаг 1 на всякий случай.

6. Подаем документы, посещаем консультации и идем на вступительные экзамены. Важно: в каждом вузе учитываются индивидуальные достижения. Самым внимательным образом изучите положение о них (для аспирантуры) и приложите все усилия, чтобы эти достижения правильно оформить и своевременно подать. Вдруг вам повезет и вы займете бюджетное место? А чтобы это точно произошло, решиться поступать в аспирантуру хорошо бы года за два до самого события… Например, на первом курсе магистратуры. Тогда вы точно успеете опубликовать научные статьи в престижных журналах. Это, конечно, амбициозная задача, но вполне достижимая.

Марина Загидуллина, доктор филологических наук, профессор

1. Зайти на сайт грантового конкурса и познакомиться с проектами-победителями прошлых лет. Зачем? Чтобы понимать, какие в принципе проекты получают поддержку (уровень, направленность). Опасность – можно потерять собственные идеи и пойти по проторенным дорогам… Как бороться с этой опасностью – читать заявки-победители без фанатизма, в ознакомительных целях.

2. Терпеливо прочитать конкурсную документацию. Лучше сразу делать пометки и строить заявку как полный проект в соответствии с требованиями (например, сказано, что требования к руководителю такие-то – вот и думать, подходите ли вы как руководитель или надо кого-то приглашать, и сразу – кого именно? Дошли до требований к коллективу – и опять задумались, кого звать и т.п.).

3. Креативная часть – здесь нет инструкции. Кому-то достаточно просто включить мозг, а другому – провести мозговой штурм с командой. Кто-то пойдет изучать научные тексты по разным темам, нащупывая свою, а кто-то – перечитывать собственные публикации или даже черновики в поисках «отложенных на потом» идей. Надо придумать «звездную» идею заявки. Степень звездности определяется простой проверкой со стороны – интересно ли читать про такое исследование? Как ни странно, простой критерий «интересно» работает. Задача третьего шага – найти саму идею проекта.

4. Пишем заявку. Все зависит от конкретных условий гранта. Иногда форм такое множество, что надо целым коллективом их заполнять, а иногда – все просто и ясно. Основные части заявки (содержательные) могут набрасывать все члены команды, но сводить воедино их должен один мозг. Иначе будет лоскутное одеяло – да еще и разъезжающееся по швам. Эксперты это все на раз видят.

Совет: если у фонда опубликованы критерии оценивания, то подставляем их к каждому разделу заявки. И проверяем, соответствует ли текст этим критериям.

Интересное: в последнее время, например, у Российского научного фонда стал наблюдаться крен в сторону простоты, ясности и убедительности текстов. Меньше «зауми», больше внятного объяснения: что, зачем, в каком порядке, как будет сделано. И больше конкретной исследовательской работы, а не абстрактного «будет изучено…», «будет рассмотрено…»

Субъективное: как эксперт, я сама очень чувствительна к обзорам научной литературы. Мгновенно ощущается халтура (взяли обзор из какой-то старой работы, слепили его из нескольких разнородных частей, сделали кое-как на коленке в последний момент и т.п.). Обзор литературы – это что-то типа маркера интеллектуальных способностей заявителя и его команды, уровень погруженности в тему виден сразу. И, конечно, литература должна быть не только российская. Академия Гугл – ввод ключевых слов на английском – поиск основных статей, их чтение (хоть бы и с переводчиком) – и внятный, ясный, продуктивный обзор (то и это установлено, а вот это и другое осталось в стороне – вот мы этим и займемся).

5. Все тщательно проверяем. Терпеливо и основательно. Убираем любые ошибки, опечатки. Не косячим в мелочах. А заодно и по-крупному не косячим (иногда на последнем перегоне вываливается какая-то неприятная несостыковка – поэтому «последний перегон» этот должен быть хотя бы за пару дней до дедлайна, а лучше и дней за пять).

6. Все, отправили. И забудьте об этом. Выиграете – услышите, не пропустите. Проиграете – идите читать экспертизы, не спешите прятать уязвленное самолюбие, а лучше попробуйте понять, что же пошло не так. Забросьте на какое-то время даже идеи о заявках, чтобы пережить момент неудачи. Но потом снова вперед – опираясь на опыт, который для умного заявителя все равно будет шагом вперед, а не назад. Неудача – повод для личностного роста, вот и все. Готовьтесь к новому конкурсу, прокачивайте недостающие навыки. Далее см. шаг 1.

Марина Загидуллина, доктор филологических наук, профессор