Образы героев Челябинской области

Что такое профессиональный героизм, и в чем он заключается? Какие сведения о героях можно получить, исследуя, к примеру, названия учреждений культуры или наименование улиц? Ученые Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского ведут исследование героической парадигмы региона на примере выдающихся деятелей культуры и искусства Челябинской области.

Коллектив под руководством профессора кафедры иностранных языков Анны Таскаевой работает над проектом «Героическая парадигма в лингвокультурном пространстве региона». В фокусе внимания ученых находятся выдающиеся деятели культуры и искусства Челябинской области. В команде исследователей музыковед Наталья Кучер, фольклорист Ольга Юровская и историк Никита Ивлев. Такой состав позволяет рассмотреть тему со стороны филологии, педагогики, истории и искусствоведения.

В своей докторской диссертации Анна Таскаева ввела в научный оборот понятие «героическая парадигма». Это универсальная система концептов, репрезентирующая героизм во всех языках, отражая глобальные социокультурные процессы и их национально-культурную специфику. Проще говоря, это система взглядов о том, что люди считают героическим, в ней отражаются ценностные, историко-культурные, общественно-политические, идеологические и экономические особенности общества.

Проект выиграл грант в региональном конкурсе Российского научного фонда и Правительства Челябинской области. Исследование продолжается в 2024 году, а пока мы можем посмотреть на результаты за 2023.

Ученые проводили интервью с выдающимися деятелями культуры и искусства Челябинской области, анкетировали преподавателей и студентов творческих вузов региона, изучали архивные материалы и имеющуюся литературу, чтобы подробно рассмотреть образы героев-профессионалов.

В ходе исследования выяснилось, что основными составляющими деятельности творческих работников являются, во-первых, непосредственный творческий процесс, который находит воплощение в созданных художественных произведениях, а во-вторых – педагогическая практика, которая реализуется в воспитании и подготовке учеников, нового поколения творческих кадров.

Ученые выявили представления о социальном и профессиональном героизме в сознании людей. На примере исследования биографии, творческого и педагогического пути известного южно-уральского художника-педагога Виктории Мухаметовны Питиримовой удалось определить, что героизм выдающегося мастера заключается в сложнейшей педагогической работе с творческими детьми, отсутствии в педагогической работе стремления и практики привести всех к единому «академическому» знаменателю, умении разглядеть и развить в каждом ребенке его особый талант, сочетая педагогическое служение с активной творческой деятельностью, не приносящей существенного материального дохода.

Изучение серии интервью с художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра Челябинской области Адиком Абдурахмановым помогло понять, из чего складывается профессиональный образ мира дирижера. Об этом исследовании можно прочитать здесь.

Также ученые установили, что среди названий учреждений культуры и искусства Челябинской области, к сожалению, редко встречаются имена героев, являющихся ее уроженцами или деятельность которых связана с Челябинской областью. К ним относятся, например, Челябинский театр драмы имени Наума Орлова и библиотека № 26 имени Людмилы Татьяничевой. Исследователи считают, что названия, связанные с региональными героями, закрепляют их образы в массовом сознании, помогают сохранить историческую память и духовные традиции и даже создать бренд Челябинской области.

Проект важен не только с теоретической, но и с практической стороны. Исследователи разработали концепцию сборника интервью «Искусство Южного Урала в портретных интервью выдающихся творческих деятелей». Он поможет молодому поколению узнать о героях родного края, перенять их идеалы и ценности.

 

Материал к публикации подготовлен Елизаветой Ухарских